В карданном валу основным элементом является крестовина. Она прямо влияет на карданные передачи и их ресурс. Ни один автомобиль не обходится без этой детали. Она предназначена для гашения сопротивления кардана и передачи крутящего момента колесам.
Кроме того, она обеспечивает постоянное подвижное соединение. Это очень важно для удержания баланса автомобиля во время движения, особенно по плохой дороге. Наиболее повышенным нагрузкам крестовина подвергается на грузовом транспорте. На грузовых автомобилях происходит постоянное давление из-за перевозки грузов различной тяжести.
Насколько качественно и профессионально установлена карданная крестовина очень важно. От этого зависит эффективная передача крутящего момента, а так же безопасность передвижения на автомобиле по дороге.
Устройство и предназначение крестовины
По своей сути крестовина кардана является шарниром. Она имеет крестообразную форму и предназначена для обеспечения соосности составной подвижной части передачи. Еще она скрепляет вилки, которые входят в шарнир кардана. Концы этих вилок соединены шипами, само тело карданной передачи вместе с вилкой жестко соединяется крепежом.
За счет имеющихся в крестовине игольчатых подшипников шарнир двигается. Все эти детали находятся в отверстиях, расположенных в вилках. Там их фиксация обеспечивается стопорными кольцами, предназначенными для предотвращения их смещения. Эти кольца могут отличаться по своей толщине, в зависимости от имеющегося зазора, позволяющего разместить их между осями.
От того в каком состоянии крестовина, зависит срок эксплуатации карданного вала, а так же трансмиссии в целом.
Мотор, коробка передач и передний вал у заднеприводных автомобилей крепятся неподвижно к кузову. При этом колеса с задним мостом двигаются относительно кузова вертикально. Из-за этого постоянно меняется угол относительно переднего карданного вала и задней передачи.
Основным назначением крестовины кардана является обеспечение подвижного соединения. Это необходимо для изменения угла на неровной дороге, чтобы погашать его динамическую деформацию и передавать крутящее усилие колесам автомобиля.
Определение поломки
Наиболее явным признаком является вибрация всего кузова автомобиля при поворотах или разворотах. Это значит, что нужен срочный ремонт в автосервисе. Лучше с этим не медлить.
Во время начала движения, при смене режима езды или во время переключения скорости, может появляться некий стук. Эти особенности могут проявлять себя в определенных ситуациях, а не постоянно. Здесь необходима будет проверка.
Иногда можно даже услышать скрежет, треск или скрип. Важно понимать, что ремонт откладывать нельзя! Иначе это может привести к трагическим последствиям, вплоть до создания тяжелой аварийной ситуации.
Вообще, в таком вопросе непросто определить, что именно означают данные симптомы. Понадобится более тщательная проверка с диагностикой, для того чтобы решить, потребуется ли ремонт крестовины кардана.
Причины поломки
Для нормальной эксплуатации автомобиля очень важна манера езды. Насколько водитель аккуратен в управлении своим транспортным средством, настолько долговечно его нормальное техническое состояние.
Довольно много зависит от качества дорог. Некачественное дорожное покрытие, к большому сожалению, у нас встречается довольно часто. Это оказывает большие нагрузки на ходовую часть автомобиля, особенно если это езда по пересеченной местности.
Дорожная пыль и грязь, вода, попадающая на механизмы автомобиля, так же неблагоприятно сказываются на долговечности работы крестовины. Нужно обязательно проводить ее регулярную диагностику, чтобы не доводить до поломки.
Проведение диагностики
Диагностику такого узла, как крестовина вала, возможно провести только в специализированном автосервисе. Нечего думать о том, что это можно сделать без нужного оборудования, инструмента, важных теоретических знаний и умений.
Первоначально она осматривается визуально, чтобы оценить ее целостность. Она должна быть достаточно хорошо смазана, что рекомендуется делать с промежутком примерно в десять тысяч километров или по мере необходимости.
Тщательно осматривается фланец и вал — между ними не должно быть люфта. Если все-таки он присутствует, то это явное свидетельство износа. При невозможности ремонта, потребуется замена детали.
Чтобы наверняка знать и понимать, насколько необходима полная замена или ремонт, понадобится снять ее полностью.
В ходе ремонта проводится выпрессовка крестовины кардана. Пперед этим нужно пометить расположение деталей. Вилки и стопорные кольца должны быть установлены в таком же расположении. Это необходимо для последующей правильной сборки.
Перед установкой новой или отремонтированной детали, нужно очистить крепления от ржавчины и грязи. Деталь тщательно заправляется смазкой, немного смазывается подшипник. Важно строго соблюдать технологию сборки!